Какое содержание вложено в понятие компетенции относительно системы образования?

Ученые, которые исследовали это понятие (В. А. Кальней, Дж. Равен, М. О. Холодная, С. Е. Шипов) отмечают, что понятие компетенции не сводится ни к знаниям, ни к умениям, ни к привычкам.

Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знаниями и ситуацией, как способность найти, выяснить процедуру (знание и действие), что помогает решить проблему. Совет Европы определил пять основных групп ключевых компетенций, которым она придала особое значение и которые школа должна сформировать у учеников. Эти пять групп компетенций вошли в общие критерии оценивания учебных достижений учеников в системе общего среднего образования как стратегическая цель общеобразовательной средней школы.

В этом документе отмечено, что основными группами, которых требует современная жизнь, есть:

  • социальные — связаны с готовностью брать па себя ответственность, быть активными в принятии решений, общественной жизни, урегулировании конфликтов ненасильственным путем.
  • поликультурные — касаются понимания непохожести людей, взаимоуважения к их языку, религии, культуры и т.п.;
  • информационные — обусловленные ростам роли информации в современном обществе и предусматривают овладение информационных технологий, умений приобретать, критически осмысливать и использовать разную информацию;
  • компетенции саморазвития и самообразования — связанные с потребностью и готовностью постоянно учиться как в профессиональном отношении, так и в личной и общественной жизни; компетенции, реализованные стремлением и способностью к рациональной продуктивной творческой деятельности.

Компетенция — это способность личности действовать. Содержание деятельности, которая имеет личностную ценность, направлено на достижение результата. Кроме того, личность для достижения успеха должны предусматривать препятствия, трудности, которые ей будут мешать. Для понимания этого вопроса можно привести такой пример, двум группам школьников дали задачу написать сочинение Невский проспект, то при проверке данной работы был сделан вывод, что природа компетентности представляет органическое единство лишь с ценностями человека. То есть при условиях глубокой личностной заинтересованности в определенном виде деятельности. Итак, ценность является основой любой компетенции. Проанализировав природу компетентности, Дж. Равен выделяет ее составные: когнитивные, аффективные, волевые качества и опыт.

Но при постановке другой задачи, где требовалось выполнять какое-то новое дело, осуществлять ее эффективно, делать открытие, задача по написанию сочинения на тему повесть «Ночь перед Рождеством», проявила стимул к деятельности, грунтованный на произведенных, но не всегда осознанных, личностью, привычках.

 

Когнитивные качества сведены к таким действиям личности: раздумывание о том, чего и как необходимо достичь; анализ опыта, результатов собственных действий для лучшего понимания характера ситуаций, с которыми приходится иметь дело.

Аффективные качества (связанные с чувствами) проявленные в таких действиях линости:

  • эмоциональное налаживание на выполнение задачи;
  • установка на продуктивное использование положительных и негативных эмоций; наслаждение от успеха или грусть от неудачи.
  • неудачи; мобилизация энергии, настойчивости, воле;
  • проявление настойчивости на протяжении продолжительного времени, дежурство работы и отдыха.

Умение и опыт: уверенность, грунтованная на опыте, который можно начинать дело и преодолеть трудности. Эта уверенность содержит знание, которые можешь сделать, плюс владения комплексом необходимых умений. Эти четыре группы качеств тесно связаны с аспектами поведения личности, а именно:

  • сотрудничество (обеспечивать бесконфликтную общую работу, оказывать поддержку, устанавливать дружеские отношения и т.п.), влияние (выявлять инициативу и т.п.).

Итак, компетентность проявляет личность в определенной ситуации через мобилизацию всех указанных выше качеств (когнитивных, аффективных, волевых, опыта), Чтобы достичь полноценного жизни, чтобы стать компетентным в любой деятельности в будущем, нужно сформировать общие компетенции в школе. Понятие компетенции содержит постоянное стремление догадаться, изобрести, доискаться, сотрудничать, браться за дело.

 
 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: