Как написать хороший сценарий?

Написание сценария для театральной постановки – для кого-то это мечта, а для кого-то тяжелая повинность. В любом случае, для человека, не обладающего специальными знаниями в данной сфере, этот процесс становится не столько «полетом творческой мысли», сколько более или менее удачным решением возникающих проблем. Чтобы предупредить некоторые распространенные ошибки и наметить путь успешного написания любительского сценария, стоит следовать некоторым правилам.

Не пытайтесь изобретать велосипед — а именно, писать совершенно новую историю. Наша литература полна классических сюжетов, которые способны увлечь и актеров, и зрителей. Выбирайте из уже имеющегося арсенала книг, чья ценность проверена временем. Для придания современного звучания стоит иногда лишь «переодеть» персонажей в джинсы, а зачастую и этого делать не приходится.

Не беритесь за эпические произведения. То есть вы можете взять его за основу, но выбирайте одну, максимально лаконичную, сюжетную линию. Помните, что актерская игра и чтение вслух и – сильно отличаются по времени. Сценарий, объемом в двадцать страниц, «играется» на сцене около часа. А оптимальная продолжительность любительского спектакля – полтора часа. Не хватает слов для создания образности? Воспользуйтесь онлайн словарем синонимов. Многие авторы проваливаются именно на том, что используем слишком скудный словарный запас.

Ограничивайте не только количество сюжетных линий, но и число действующих лиц. Во-первых, это позволит каждому участнику коллектива получить интересную, большую роль. А во-вторых, поможет выявить весь драматизм взаимоотношений героев. Практически, стоит попытаться мысленно исключать каждого персонажа и оценивать, сильно ли пострадал от этого сюжет. В результате, должны остаться только те, без кого данная история немыслима.

Избегайте монологов — это трудная вещь даже для профессиональных драматургов, режиссеров и актеров. Нормальному человеку свойственно разговаривать вслух с собеседником, а не с самим собой. Причем участников разговора может быть и трое, и четверо. Здесь главное, чтобы все были задействованы в беседе, а не превращались в толпу, которая «безмолвствует». Также избегайте «пустых», статичных диалогов – пусть герои что-либо делают в период разговора. Этим вы сможете сильно облегчить жизнь актеров на сцене.

Каждая сцена должна иметь свой конкретный действенный смысл – то есть сюжет в ней должен переходить на новую ступень своего развития. Пытайтесь отсеять ненужное так же, как мы советовали поступать с персонажами. Задайтесь вопросом: а куда повернется история, если этой сцены не будет? – и если никаких заметных изменений не произойдет, то можете смело выкидывать сцену «за борт».

Добейтесь максимальной простоты ремарок – не нужно описывать, во что одеты герои, как они ходят, что несут в руках и так далее. Во-первых, все это должно быть понятно из контекста их действий и характеров в сценарии. Во-вторых, эта область творчества по праву принадлежит режиссеру и актерам, исполняющим роли – они должны иметь возможность сами «оживлять» своих персонажей. Сложно дается корренктировка текста? Используйте сервис проверки пунктуации онлайн. Сдавать работу лучше в приглядном виде, согласитесь?!

Эти шесть правил, хоть и призывают «сокращать», «упрощать», «отсеивать» — на самом деле позволят сделать суть и оформление вашей работы ясными. Лаконичный, доступный для понимания сценарий будет с радостью принят и режиссером, и актерами. А постановка будет тем интереснее и глубже, чем проще и ясней окажется сюжет сценария.

 
 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *